Новости

Бумага стерпит всё… кроме отчётности по НДС

8 ноября

Государство всё меньше доверяет бумажным носителям информации, и всё лояльнее относится к электронному документообороту. Один из стимулов для таких изменений — компания, развёрнутая по борьбе с однодневками: контролировать схемы незаконной оптимизации налогообложения эффективнее с помощью компьютера, чем карандаша и линейки. Так, с 1 января 2014 года вступают в силу изменения, внесённые специальным законом в пункт 5 статьи 174 НК РФ, согласно которым вся отчётность по НДС будет электронной.

Госдума одобрила этот законопроект ещё летом, теперь слово за Советом Федерации и Президентом. Предполагается, что обе инстанции не станут препятствием для его прохождения, поскольку закон разрабатывался правительством по инициативе президента. Изменения в документообороте ожидаются обширные, в их числе — регистрационные процедуры для новых юридических лиц, правила бухгалтерского учёта, порядок блокировки счетов, обмена сведениями с налоговой инспекцией, взимания недоимок. Но главные новшества касаются отчётности по НДС.

Не позднее 20-го числа того месяца, который следует за отчётным кварталом, обязанность сдавать декларацию по НДС в электронном виде ложится не только на всех налогоплательщиков НДС, но и на налоговых агентов по НДС, на компании под специальным режимом налогообложения и на любые юридические лица, хотя бы однажды выставлявшие счёт-фактуру. Такую отчётность можно будет подавать только через спецоператоров. А с 2015 года в неё будут включаться сведения из книги покупок и книги продаж. По предположениям специалистов, в состав этих сведений автоматически попадут все без исключения счета-фактуры, поскольку электронная отчётность автоматически формируется на основании сведений, введённых в бухгалтерские программы.

Сопутствующие изменения в отчётности можно разделить на три группы: вступающие в силу с момента опубликования закона, вступающие в силу через месяц после его опубликования и приобретающие статус закона с начала 2014 года.

К первой группе относится процедура смена руководителя юридического лица. При её проведении становится обязательным письменное закрепление порядка передачи бухгалтерских документов.

Ко второй группе относится расширение полномочий налоговой инспекции при осуществлении контроля над сделками. Статья 93.1 позволит инспекторам истребовать, помимо информации о сделке, и документы, по которым она оформлялась. Причём, это не будет считаться налоговой проверкой. Статья 45 позволит взыскивать недоимки дочерних компаний с головной, и недоимки головной — с дочерних, по истечении трёх месяцев с момента формирования задолженности. Наличие посредников между ними не будет препятствием для применения данного положения закона. Статья 31 позволит налоговой инспекции направлять почтовые отправления только на адрес местонахождения компании, прописанный в учредительных документах.

Третья группа изменений в отчётности (вступающих в силу с 1 января 2014 года) включает в себя два положения. Во-первых, при подаче деклараций, уточняющих в сторону уменьшения налогообложения, а также убыточных деклараций, налоговая инспекция может потребовать у компании обоснования данных изменений, на что необходимо будет ответить в течение пяти рабочих дней (статья 88). Во-вторых, штраф за просроченную подачу декларации при вовремя уплаченных налогах не превысит 1000 рублей, согласно статье 119 (в отличие от сегодняшних 5–30%  от задекларированной суммы вне зависимости от того, уплачен налог или нет).

По материалам сайта www.gazeta-unp.ru